СИМФО-ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

| Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | Часть 4 | Часть 5 | Часть 6 | Часть 7 | Часть 8 | Форум |




ВНИМАНИЕ!

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
ОБЪЯВЛЯЕТ ПРИЁМ СТУДЕНТОВ НА ПРОФ. ОБУЧЕНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
«МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» С ПРЕПОДАВАНИЕМ
АВТОРСКОГО КУРСА «СИМФО-ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА» (СЭМ).
ВЫПУСКНИКАМ ВЫДАЁТСЯ ДИПЛОМ О ВЫСШЕМ ПРОФ.
ОБРАЗОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗЦА

Санкт-Петербургский институт дизайна, прикладного искусства и гуманитарного образования (ИДПИГО) имеет государственную аккредитацию и является не только одним из немногих ВУЗ-ов России, осуществляющих подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием в области электронного музыкального творчества (музыкантов-исполнителей, композиторов, аранжировщиков, звукорежиссёров, преподавателей), но и единственным пока в своём роде учебным заведением, где, впервые во всей мировой музыкально-педагогической практике, введено преподавание инновационного учебного курса "Симфо-электронная музыка".

Форма обучения: очная (дневная), вечерняя и заочная.
Студентам дневной формы обучения предоставляется
положенная по закону отсрочка от службы в армии.

Арам Энфи

СИМФО-ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА КАК НОВАЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА

Доклад на X Международной научной конференции
«Современное Музыкальное Образование - 2011»,
30 ноября-01 декабря 2011 г., Санкт-Петербург
(РГПУ им. А.И.Герцена, СПб гос. Консер-
ватория им.Н.А.Римского-Корсакова,
Материалы конференции, с. 147-149)

Полное музыковедческое содержание термина "симфо-электронная музыка" (СЭМ) было раскрыто в статье «Так что же это такое - СЭМ[1]
Если коротко, то СЭМ - это вид электронной по своей стилистической, инструментальной и структурной специфике, и симфонической по своей композиционной атрибутивности и внутреннему содержанию, наиболее глубокой в плане философском, и наиболее значимой в плане мировоззренческом, серьезной интеллектуальной музыки достаточно крупной концептуальной формы, которая:
- в полной мере отвечает критериям термина «симфонизм», сформулированным для этого фундаментального музыковедческого понятия его автором, академиком Б.В.Асафьевым: «...симфонизм есть раскрытие художественного замысла с помощью последовательного и целеустремленного музыкального развития, включающего противоборство и качественное преобразование тем и тематических элементов... в симфонизме проявляется непрерывность музыкального сознания, когда ни один элемент не мыслится и не воспринимается как независимый среди остальных; когда интуитивно созерцается и постигается как единое целое, данное в процессе звучащих реакций, музыкально-творческое Бытие... симфонизм - это великий переворот в сознании и технике композитора... эпоха самостоятельного освоения музыкой идей и заветных дум человечества...»;
- имеет своими главными и ключевыми средствами достижения всей разноплановой (идеологической, эстетической и т.д.) атрибутики симфонизма именно специфические электронные и компьютерные технологии.
В серии статей, затрагивающих целый ряд социолого-философских [2], психологических [3] и других важных мировоззренческих аспектов генезиса и экзистенциального бытования СЭМ, был показан флагманский статус СЭМ как жанра, который будет отныне определять магистральный путь дальнейшего развития всей мировой музыкальной культуры, что, с точки зрения культурологии и педагогики, диктует уже необходимость нормативного введения в систему профессионального образования методологически выверенный концепт преподавания новых специфических СЭМ-дисциплин.
Особенность же методики преподавания этих дисциплин обусловлена, в первую очередь, тем чрезвычайно важным для развития современной музыки фактором, что имеющий в эстетике СЭМ ключевое значение новый сонорной синтез предполагает определённый отход от классических схем музыкального развития, а именно: с приоритетной в традиционной музыке интонационности внимание здесь переключается на создание с помощью трансформирующего воздействия электронных и компьютерных технологий новых, гораздо более сложных звуковых объектов и состояний, тематические и акустические компоненты которых должны быть органично слиты в нераздельном единстве.
И здесь уже необходимо отметить, что современная электронная и компьютерная техника способна настолько расширять и обогащать палитру звуковой материи, что это позволяет, например, создавать в области СЭМ такие новые сонористические образы, в которых эффект квазидиссоциированности сочетается со смыслофиксирующим введением звуков в мелодию, а их как бы «кавернозная» музыкальная структура способствует обобщению слухового восприятия, придавая звучанию СЭМ-произведений тот их особый колорит, который не может быть достигнут ни в одном из иных жанров и видов музыки.
Именно на таких вот специфических возможностях достижения в СЭМ различных форм и нюансов «неустойчивого равновесия» основана её высшая комбинаторика стабильного и лабильного, предсказуемого и неожиданного, выверенного и спонтанного. И подобные уникальные возможности СЭМ, вкупе с отмеченным выше неисчерпаемым потенциалом современной электронной и компьютерной аппаратуры по части конструирования новых звуков, сонорных объектов, структур, комплексов, состояний и т.д., а также фундаментальные идеологические установки из области музыкальной философии и психологии как раз и определяют те важнейшие принципы создания СЭМ-композиций, на основе которых и должна сегодня выстраиваться методология преподавания СЭМ-дисциплин в системе профессионального образования. [4]
Ну а первый из этих принципов связан с тем важным обстоятельством, что в СЭМ происходит полная и весьма органичная интеграция тембра и музыкального объекта, а сам тембр получает в СЭМ статус некой глобальной категории, которая неотделима здесь от всего культурного и эмоционально-психологического контекста звукового пространства. Таким образом, выполняя свою исконную роль причинно-коренного (каузального) субстрата музыки, на основе которого потом уже создаются и оттачиваются все остальные музыкальные атрибуции (и в частности - звуковысотная парадигма), тембр в концепции СЭМ впервые приобретает безусловный энтелехийный приоритет.
Да, конечно, значение мелодии, гармонии, полифонии и других выразительных средств, используемых в традиционных видах музыки, в СЭМ-композиции ни в коей мере не принижается, но все эти средства оказываются в СЭМ энтелехийно производными от задающей тембрально-сонорной матрицы.
А это означает, что в процессе создания СЭМ-композиции все ключевые схемы и технологии формообразования должны отталкиваться («плясать») от вполне конкретной сонорной природы изначально уже отобранного музыкантом для данного произведения (по каким-то его фактурным признакам и характеристикам) сонорного репера (тембрального материала), тонкая тканевая морфология которого различные структурные закономерности СЭМ-архитектоники этого произведения императивным образом определять и будет.
Второй важный принцип создания СЭМ-произведений семантически может быть обозначен как «интуитивно-медиумическая импровизационность», где «медиумичность» означает настроенность на приём проэйдосной информации, а понятие «интуитивность» трактуется как спонтанное нащупывание музыкантом энтелехийно-реперной архитектоники произведения, исходя из тех или иных морфологических (тембральных, фактурных) свойств изначально заданного сонорного материала. Данный принцип возрождает в СЭМ исторически наиболее древнюю практику авторского музицирования, обогащённую креативными возможностями синтезаторных импровизаций с их неограниченным полем творческой свободы по всем музыкальным параметрам.
Ну а использование цифровых секвенсорных технологий предоставляет в области СЭМ возможность не только органично добавлять новые партии (по правилу: каждая последующая партия носит интуитивно-импровизационный характер по отношению к предыдущим), но и тщательно их редактировать.
Третий же основной принцип СЭМ-творчества носит название «ноэматическая теургичность» и развивает учение о Теургическом Искусстве, выдвинутое основоположником русской символической эстетики Владимиром Соловьёвым, который, наделяя Искусство сущностными началами бытия, прямо указывал на его глубинные метафизические основания, явленные через художника и воспринимаемые из «надсознательной сферы». Ну и, как известно, подлинное художественное творчество В. Соловьёв рассматривал в качестве одной из важнейших форм воплощения «Всемирной Идеи», призванной преображать наш мир с целью достижение в нём Космической Гармонии.
Теургическая концепция СЭМ строится на уже достаточно развитом семиотическом аппарате новейших научно-духовных доктрин, и поэтому изучение их основ является важной составной частью СЭМ-преподавания, полноценное утверждение которого призвано ознаменовать приход на смену достаточно ущербной и эклектичной идеологии постмодернизма целостной мировоззренческой парадигмы Духовного Просвещения с центральным и приоритетным местом в ней теургических форм искусства, что, безусловно, выведет на культурно-историческую арену и призовёт к инновационной творческой деятельности прогрессивно мыслящих музыкантов-концептуалистов новой формации.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Энфи, А. Так что же это такое - "симфо-электронная музыка"? / Арам Энфи // Музыка и время. - 2011. - №4. - С. 67-71

2. Энфи, А. Симфо-электронная музыка: социальные аспекты. / Арам Энфи // Социосфера. - 2011. - №2. - С. 18-24. ISSN 2078-7081

3. Энфи, А. Симфо-электронная музыка: психологические аспекты. / Арам Энфи // Психологическая газета. - 20.05.2011. www.psy.su

4. Энфи, А. Век электронной музыки / Арам Энфи // Звукорежиссёр. - 2003. - №6. - С. 54–58

 

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ АВТОРСКИЕ
ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ "СЭМ":

 

А. Энфи. Симфо-электронная музыка - музыка Духа.

А. Энфи. Симфо-электронная музыка - музыка Знатного рода.

А. Энфи. Симфо-электронная музыка как инструмент глубинно-сущностной психотерапии в арт-гуманитарных практиках.

А. Энфи. От музыки Электроакустической к Симфо-электронной.

А. Энфи. Симфо-электронная музыка: Генезис (монографическое исследование).

А. Энфи. Симфо-электронная музыка: Принципы




ОФИЦИАЛЬНО УТВЕРЖДЁННЫЙ КУРС
(УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕРЕРБУРГСКИЙ
«ИНСТИТУТ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»

ПРОГРАММА МОДУЛЯ / ДИСЦИПЛИНЫ

Симфоэлектронная музыка

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА

Санкт-Петербург
2011


ДИСЦИПЛИНА (МОДУЛЬ):


Название: Симфоэлектронная музыка

Семестр: 5

Всего часов на теоретическое обучение: 34

Аудиторная нагрузка: 22 часа

Самостоятельная работа: 12 часов

Лекции: 8

Практические занятия: 14

Форма итоговой аттестации: зачёт

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ:


1. История и теория СЭМ (часы: 2, 2, 4):

- культурологический анализ важнейших исторических, технологических и других предпосылок возникновения СЭМ-жанра;

- фиксация этапных периодов развития и кристаллизации эстетической концепции СЭМ-жанра в процессе его полноценного идейно-творческого становления;

- полная, законченная и корректная музыковедческая формулировка определения СЭМ-жанра;

- искусствоведческая классификация различных художественных атрибуций и психолого-философских спецификаций СЭМ-жанра;

- раскрытие основных принципов создания СЭМ-произведений с точки зрения философии музыки, социологии музыки, музыкальной психологии и музыкальной эстетики.

2. Сонорный анализ и синтез СЭМ-произведений (часы: 1, 3, 4, 8):

- сонорно-морфологическая структуризация электронных тембров в аспекте их формообразующих атрибуций и потенций (СЭМ-темброведение);

- эмотивная фиксация и морфологическая систематизация различных нюансов психологического восприятия СЭМ-произведений (СЭМ-психоакустика);

- фактурное, динамическое и пространственное совмещение созданных в СЭМ-стилистике разнородных сонорных пластов с применением различных звуковых обработок (СЭМ-звукорежиссура).

3. СЭМ – инструментовка (часы: 2, 5, 2, 9):

- использование всего арсенала аппаратных и программных средств современной звуковой и музыкальной электроники для достижения специфичной колористичности, психологической глубины и художественной выразительности звучания СЭМ-произведений.

4. СЭМ – композиция (часы: 2, 5, 3, 10):

- практическая реализация основных эстетических принципов создания СЭМ-композиций: приоритет тембра; интуитивно-медиумическая импровизационность; ноэматическая теургичность.

- использование при создании СЭМ-произведений всех технических возможностей современной звуковой и музыкальной электроники.

5. Психолого-философская СЭМ-концепция:

- применение информационных подходов в области этической семиотики и методологических инноваций в области информационной эстетики для контекстного выявления реперно-катализационных СЭМ-атрибуций и потенций;

- разработка на основе прогрессивных онтологических, гносеологических, семиотических и других психолого-философских установок идеологического СЭМ-концепта, способствующего реализации глубинных возможностей СЭМ как эстетически наиболее адекватного способа музыкально-художественной репрезентации системных идей новой мировоззренческой парадигмы и как тончайшего (а также точнейшего) инструмента благотворной трансформации человеческого сознания.

6. Мультимедийная концепция:

- использование при создании СЭМ-композиций различных мультимедийных технологий, эффективно способствующих визуальной концентрации (обогащению и одухотворению) звуковых СЭМ-образов, а также общей активации формируемой в идейном контексте СЭМ аудиовизуальной среды.


СОДЕРЖАНИЕ ВАРИАТИВНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:


(см. "Примерная тематика курсовых проектов")

 

ИНТЕРАКТИВНО-ДИСТАНЦИОННЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ (В СООТВЕТСТВИИ
С НОВЕЙШИМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ И РЕКОМЕНДАЦИЯМИ В ОБЛАСТИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА):


1. Ведение сетевых обучающих оnline-практикумов (в том числе - по приобретению навыков эффективного использования профильных ресурсов глобальной сети Internet), online-семинаров, мастер-классов, дискуссий, коллоквиумов, собеседований, диспутов и т.д.

2. Оперативное обеспечение сонорно-композиционной корректировки: постоянный файловый обмен в сети Internet различным музыкальным контентом в форматах MIDI, WAV, AKAI, GIG, MP3, AUDIO и др.

3. Организация коллективного творческого процесса в учебных группах по каждой спец. дисциплине с применением синергетически ориентированного «мозгового штурма» и оппонентного соавторства.

3. Активное использование электронных образовательные ресурсы (ЭОР): авторский музыкальный сайт, музыкально-загрузочные страницы и учебный форум преподавателя.

 

СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ:


1. Выявление морфологически интересных и спектрально богатых сонорных объектов, комплексов, структур и состояний, обладающих значительным формообразующим потенциалом; создание на основе перспективных сонорных реперов композиционных СЭМ- заготовок.

2. Свободно-импровизационное структурирование СЭМ-архитектоники

3. Разработка психолого-философского СЭМ-концепта с использованием глубинно-семиотического аппарата современных научно-духовных доктрин.



ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ:


1. Сонорный репер (тембральная матрица)
2. Импровизационная СЭМ-архитектоника
3. Симфоэлектронная форма
4. Симфоэлектронная инструментовка
5. Психолого-философский СЭМ-концепт, использующий глубинно-семиотический аппарат новейших научно-духовных знаний.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:


а) основная литература:

- избранные главы из музыковедческих работ П.Шеффера, К.Штокхаузена, Ц. Когоутека, П.Булеза, Б. Асафьева, Ю.Холопова, а также авторские музыковедческие труды преподавателя дисциплины (А.Энфи);

- избранные главы из работ по музыкальной философии и психологии А.Ф.Лосева, а также авторские труды по указанной тематике преподавателя дисциплины (А.Энфи).

б) дополнительная литература:

Бернштейн Н.А., Мир звуков как объект восприятия и мысли.
Бонфельд М.Ш., Музыка как речь и как мышление.
Выготский Л.С., Психология искусства.
Гройсман А.Л., Психология. Личность. Творчество: Регуляция состояний.
Курт Э., Музыкальная психология.
Леви В., Музыка и мозг.
Мясищев В.Н., Готсдинер А.Л. Влияние музыки на человека по данным электроэнцефалографических и психологических показаний.
Тарасов Г.С., Проблемы музыкального мышления и восприятия.
Тудоровский А.А., О гипотезе магического происхождения искусства.
Якобсон П.М., Психология художественного восприятия.

в) электронные образовательные ресурсы (ЭОР): Авторский музыкальный сайт и учебный форум преподавателя (А.Энфи).

г) программное обеспечение: последние версии различных музыкальных и звуковых редакторов ведущих производителей; обширная библиотека сэмплерных звуков.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:


- профессиональная MIDI-клавиатура (полнооктавная, динамическая, желательно с молоточковой системой) и/или профессиональная музыкальная рабочая станция;

- компьютер высокой производительности, оснащённый последними версиями различных музыкальных и звуковых редакторов (в качестве базовой музыкальной программы для занятий на сегодняшний день рекомендуется использовать виртуальную студию "Cakewalk SONAR X1 Producer");

- обширная библиотека сэмплерных звуков;

- надёжное подключение к скоростной (широкополосной) интернет-линии.

 

ВАРИАНТЫ ТЕСТОВ ДЛЯ ЗАЧЕТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ:


1. Вариант теста по истории СЭМ: назвать и искусствоведчески проанализировать некоторые музыкальные произведения, являющиеся этапными в процессе полноценного становлении жанра СЭМ.

2. Вариант теста по теории СЭМ: перечислить основные принципы, на основе которых выстраивается концепция СЭМ-произведений.

3. Вариант теста по СЭМ-темброведению: подобрать сонорный репер, на основе которого может быть создана перспективная СЭМ-заготовка. Дать этому реперу надлежащую классификационно-морфологическую характеристику.

4. Вариант теста по СЭМ-психоакустике: эмотивно зафиксировать и отметить различные нюансы психологического восприятия некоторых сонорных объектов, используемых в конкретном СЭМ-произведении, предложенном для данного психоакустического анализа.

5. Вариант теста по СЭМ-звукорежиссуре: выстроить и затем, используя различные звуковые обработки, совместить несколько заданных сонорных пластов предложенной СЭМ-заготовки; осуществить их динамико-пространственное сведение в итоговую фонограмму.

6. Вариант теста по СЭМ-инструментовке: добавить к имеющейся СЭМ-заготовке (с использованием вариабельно-секвенсорных технологий или на аудио-фонограмме) новый сонорный пласт, органично вписывающийся в создаваемую СЭМ-композицию.

7. Вариант теста по СЭМ-форме: на основе предложенного сонорного репера, обладающего перспективными потенциями формообразования, в свободно-импровизационном режиме создать перспективную заготовку СЭМ-произведения.

8. Вариант теста по психолого-философской СЭМ-концепции: изложить некоторые наиболее важные и актуальные положения современных психолого-философских (научно-духовных) доктрин в аспекте их плодотворного использования в качестве ценнейшего идеологического наполнения СЭМ-творчества.

Итоговая аттестация осуществляется в форме зачёта, при этом проводится оценка компетенций, сформированных по дисциплине (модулю). В ходе текущей аттестации оценивается качество освоения содержания конкретных разделов. Для этого используются:

• тестирование (теоретических знаний по пройденным темам)
• рейтинговая оценка по 100-балльной шкале (определяется как сумма баллов по итогам освоения каждого учебного модуля, в том числе за самостоятельную работу, выполнение рефератов, семинарские доклады и сообщения).

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

P.S. Определительный термин "Симфо-электронная музыка" допустимо писать слитно, без дефиса: "Симфоэлектронная музыка".



Copyright ® При цитировании материалов настоящего сайта, активная
гиперссылка
http://aramenfimusic.narod.ru обязательна

 


Сайт Арама Энфи. Новая Мировоззренческая Парадигма
ПРОГОЛОСУЙТЕ ЗА МОЙ САЙТ!
Отметьте позицию в белом кружке
слева и нажмите
"Проголосовать
"
    Великолепно !
    Очень хорошо
    Хорошо/нравится
    Так себе
    Разочаровал
После отметки!
"Развитие Человека". Каталог Лотоса

 Психология 100Психология 100 Rambler's Top100 ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека
Numen.ru Numen.ru Рейтинг Эзотерических ресурсов
Лучшие сайты беларуси - Союз образовательных сайтов КиберГород.Ru - каталог сайтов. Каталог Эзотерики на Shambala.ru LightRay Wavegenetic. Site of Academician, Ph.D., Dr. Sci., Peter P. Gariaev. Волновая генетика. Сайт академика, д.б.н. Петра Петровича Гаряева
АУМ - украинский портал ресурсов духовного,
психического и физического развития человека  Арам Энфи на сервере Стихи.руАрам Энфиаджян на сервере Проза.ру RealMusic.ru - слушай и качай музыку в mp3. Top.Riall.ru
SafeWeber.ru Анализ web сайтов